Сценарий экспозиции
о судьбе Шаляпина
Темы
которые необходимо раскрыть
в этом пространстве
  • Дети, семьи
  • Жизнь в доме во время 1 мировой войны, революции и гражданской
  • Отъезд
  • Жизнь и смерть
    в эмиграции
  • Пушкинская скала
    как мечта о театральной школе, общине, замке в России
  • Образ Дон Кихота
  • Дворищин - Санчо Панца, сохранивший память
  • Возвращение на родину
    после смерти
основным ракурсом темы, как мне кажется, может стать
возвращение Шаляпина на родину
именно в этот дом на Пермскую улицу:
уехал из этого дома
и вернулся сюда же — первый дом-музей в России
— Почему я предлагаю именно такой ракурс темы?

— Потому что самым важным для разговора о художнике, а не просто

о человеке, — и одновременно самым человечески-пронзительным сюжетом кажется всё же не гражданская война, не эмиграция и даже

не трогательные отношения с детьми, а история сохранения наследия Шаляпина усилиями одного и памятью многих в стране, где опасно было вспоминать об уехавших.

Неожиданное эссе
которое у меня написалось о том, из какого фундамента исходит выбор такого ракурса,
и которое можно не читать, так как слишком много букв, и буквы все какие-то большие
Шаляпин – уникальный пример художника, вместившего оба начала русской культуры: народ и интеллигенцию, русское и западное. При этом творивший на универсальном языке даже не просто музыки, а вокала и песни.
В речи на открытии памятника Пушкину Тургенев вводит понятие «всемирно-исторический гений». Так он переводит на русский идею немецкого романтизма о том, что Читать далее, если есть желание
Некоторые дополнительные положения,
которые хотелось бы учесть
  • Не стоит педалировать тему тоски в эмиграции Шаляпина, грань ностальгии и романтизации тут очень хрупкая, а особенно на фоне демонизации тоски по родине и "трагической ошибки", которая была пропуском для разговора об эмигрантах в Советском союзе
    Он, во-первых, и до того много времени проводил за границей (в этом смысле он был в схожем положением с Вячеславом Ивановым, который благополучно прижился в Риме, бывшем ему второй родиной),
    и во-вторых, он быстро вернул свой привычный уровень жизни и не испытывал нужды, в отличие от многих эмигрантов. Даже Набоковы потеряли в достатке, хоть и сохранили финансовые возможности (по легенде, благодаря банке драгоценностей). Но Шаляпин возил с собой не наследство, а источник заработка.
  • Не стоит замалчивать в экспозиции никакие темы
    Тема двух жен, как мне кажется, должна быть строго и фактично проговорена. Любое стыдливое замалчивание в музеях каких-либо тем всегда выглядит как высказывание, причем беспомощное. "Мы стесняемся, что Шаляпин был двоеженцем". А это не наше дело, этого стесняться или не стесняться. Молчать в нашем случае - значит стоять в позиции осуждения. Которой вообще нет места тут.

    В музее репрессий в Тбилиси рассказывается об ужасных репрессиях НКВД против грузинского народа, однако ни слова не говорится о Сталине и Берии, как будто это какое-то непонятное русское НКВД обижало грузинский народ... Выглядит отвратительно, как будто они боятся признать национальность Сталина. Замалчивание - плохо!
Исходя из всего сказанного про выбор основной темы, про неромантизацию тоски,
а также исходя из важности, трогательности,
но контрапунктичности для выбранного ракурса темы детей,
предлагаю ввести в экспозицию
три сквозные линии:
  • Названия городов и даты гастролей с момента въезда в этот дом
    и до конца жизни (легко фиксируемы по "Летописи")
    это поможет показать, что гастрольный график Шаляпина всегда, и до революции, и в эмиграции, был международным - и также покажет маленький момент "блокады" "под свинцовой крышкой Петербургско-Финляндского неба", о котором с ужасом говорит Шаляпин.
    Сами эти названия и даты не будут привлекать к себе внимание и могут выглядеть как орнамент.
  • Письма детям и от детей
    Сделать их сквозным мотивом - значит не только дать их больше, но и показать взросление, отношения Шаляпина с детьми как маленькими, так и взрослыми, а также раскрыть тему разлетевшейся семьи, вылетевших из гнезда во все стороны детей и одной оставшейся Ирины; а также нетоскливую и уже не контекстуально-историческую историю ассимиляции эмигрантов в культуры разных стран на втором-третьем поколении.
  • Фигура Дворищина
    Ему необходимо посвятить целый раздел, но его присутствие хочется вводить и прежде, с самого начала фоном, украдкой на фото, краткой цитатой - вплоть до его личного сольного появления в экспозиции, которое я предлагаю сделать в финале (об этом - позже)
Референсы ввода копий текстов в экспозицию
варианты в читаемом режиме
(для писем детей):
  • проекция, где письма сменяют друг друга отсветами на стенах - по разделам или на всю комнату
  • превращение письма вместо копии в арт-объект
  • скрытая мозаика света и писем
  • спускаемые рулоны с письмами, которые может разматывать посетитель, и которые убираются в потолок
Варианты текста в фоновом режиме
(названия городов и даты гастролей):
Возможные варианты коррелирующих способов экспонирования подлинных текстов:
А вот основная структура,
которую я предлагаю:
1 раздел
1 раздел
Дом на Пермской
о покупке этого дома и немного о московском доме
Дверная табличка, вещи Торнаги, портрет хозяйки этого дома, фотографии с женами, фотографии с Дворищиным, дети в комнатах этого дома, фотография дома
2 раздел
2 раздел
Шаляпин: кумир и буржуй
1 мировая война, Революция, Гражданская
Раздел принципиально раздваивается (прием как с Каменноостровским):
с одной стороны Шаляпин - кумир рабочих, с другой - чужак и буржуй.
С одной стороны он сам верит в чистые помыслы и перспективы революции, с другой стороны - не верит и понимает, куда все движется.

Там, где кумир - документы благотворительности (в частности и лазареты Шаляпина сюда), фотографии восторженного приема Шаляпина, хроника концерта в Орехово-Зуево, документ о вручении "Народного артиста".

Там, где враг - обыски, документы о конфискации, переписка с Луначарским, кратчайшие выжимки из воспоминаний (например, "Талант нарушает равенство", "Вот вы, актеришки, вот вы, что вы для пролетариата сделали что-нибудь али не сделали?"), приметы быта (записка о получении продуктов в паре с книжкой рецептов Хвостова), преследование Теляковского. Описание выступления в Народном доме 24 октября 1917 и как шел домой под пулями по Каменноостровскому, как видел дым в окне - горел прокурорский дом на Литейном, 4.

Тут же, мне кажется - "Дон Кихот". Входит как экспонат и как тема Дон Кихотства.

3 раздел
3 раздел
Отъезд
история отъезда
Фотография на палубе. Можно вводить воспоминания. Можно также ввести предшествующий отъезд Рахманинова, Шухаева, Коровина. Есть ли документы прощания с Дворищиным?
На отъезд Рахманинова послал ему булку с икрой - так вод редкость не икра даже, а булка.
4 раздел
4 раздел
Жизнь за рубежом
дом в Париже; дача в Биарицце; отлучение в СССР
Фотографии дома и дачи, жизни зарубежом.

Документы отлучения: лишение звания.

Или жить вам,
как живёт Шаляпин,
раздушёнными аплодисментами оляпан?
Вернись
теперь
такой артист
назад
на русские рублики —
я первый крикну:
— Обратно катись,
народный артист Республики!

Пепельница из парижской квартиры.

5 раздел
5 раздел
Мечта о замке искусств
пантеон русского искусства
Вместо ностальгии по родине - мечта.
Здесь можно ввести круг друзей Шаляпина из эмиграции.
Изображение скалы.
Копии документов.
Эскизы декораций замков.
Возможно, венки, или ещё какие-то предметы, коррелирующие с темой мечты и искусства.
7 раздел
7 раздел
Смерть
похороны в Париже и отклик в "Известиях" в СССР
Фотографии похорон в Париже. Некрологи в советской
прессе с уничижениями за эмигрантство.

Слепок, каштаны, волосы.
Портрет работы Шухаева - центр раздела конца жизни.
Сцена смерти на руках у Санчо Панца - видео из фильма
- также и как переход к Дворищину.
8 раздел
8 раздел
Санчо Панца
отдельный раздел, с которого я бы начала активно вводить экраны.
Тут - предметы из фонда, принадлежавшие Дворищину. Я бы их смешала с цифровыми экранами. Ведь основа образа - смешение вещей Дворищина с хранимыми им вещами Шаляпина.
Вещи из мемориальной экспозиции здесь могут быть введены посредством прямой трансляции из экспозиции. Тем более транслировать вещь можно интересно, подчеркивая деталь, которую камера вылавливает, а человек не замечает. Смысл - что вот они за стенкой, эти вещи, они живы, их посетители рассматривают, вы сами их только что видели. Эти изображения вещей на экранах могут быть перевернуты, экраны могут быть сложены друг на друга, сложены на вещи Дворищина, прикрыты полупрорачным. То есть сейчас они в экспозиции в порядке стоят, а у Дворищина были заставлены и прикрыты.
И здесь же, в этом же разделе, хочется цифровыми методами придти к упорядочиванию этих вещей, реабилитации Шаляпина, возвращению дочерей за стол в новом музее, возвращению звания народный артист. Потому что это можно, но не хочется оторвать от Дворищина. И его не хватает в фильме 1976 года, где все любившие Шаляпина, а он не дожил...
9 раздел
9 раздел
Возвращение памяти
Хотели где-то дать детство - можно дать это здесь, на фоне возвращения памяти, в виде повально открывшихся музеев Шаляпина в Казани, Нижнем, Уфе... Можно было бы оттуда бы тоже трансляцию сделать.
Технически наверное непросто это (на выставке Экспериментариум у вас в музее трансляцию не потянули, но видеозапись конкретного дня сделали, так тоже можно упростить).
И нужно показать, что память вернулась недежурно.
Для этого я бы встроила возможность посетителям музея высказываться о том, что для них значит Шаляпин.
Потому что мало про кого так жива память, как про него.
И показывала бы этот контент как финал экспозиции "возвращения"
Разделов слишком много, места мало,
а линейность экспозиции в сценарии не преодолена...
Поделюсь референсами, которые я не призываю реализовывать, но которые вызвали у меня энергию мысли.
  • Путь человека
    в сумрачном лесу
    У Шаляпина несколько раз возникает образ леса в "Маске и душе". В ностальгии по родине - "нигде нет такого леса". А в рассказе о 1 мировой войне - страшный обрубленный лес, превратившийся в кресты. А ещё лес - в дровах, которых не хватало то в гражданскую, то в блокаду.
  • Тема разлома
    может быть оформлением раздвижных конструкций
    (ну например в сценах народной любви - фото счастливых рабочих, а отодвигаешь - там его буржуем обзывают
  • Второе дно
    на этом примере - тупая оптическая иллюзия, но пол как второе измерение (как тень дома в другом доме, как оппозиция)мне понравился
  • Дробление экспозиции
    на тематические блоки