Детский центр в Лицее
АНО "Наследие и эксперимент"
для Всероссийского музея имени А.С. Пушкина
Музей-Лицей
Всероссийского музея им. Пушкина
это музей, который вот уже 75 лет
посещает каждый без исключения школьник, выросший в Петербурге,
а также сотни тысяч детей и родителей
из Петербурга и со всех концов нашей страны
Поэтому сегодня так важно,
в дополнение к мемориальной экспозиции,
создать здесь современный детско-юношеский центр
для детей самых разных возрастов, от 5 до 18 лет,
и для семейного посещения родителей вместе с детьми.
Размещение детского центра
Для создания детского центра выделено пространство 132 кв.м.,
состоящее из трех смежных комнат на 2 этаже музея
в непосредственной близости как от основной экспозиции,
так и к выходу, гардеробу и туалетным комнатам.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ:
создание удобного, безопасного
и увлекательного пространства,
посвященного фигуре Александра Сергеевича Пушкина
и Истории Отечества его времени
для работы с детско-юношеской и семейной аудиторией
Концепция детского центра
Многофункциональное пространство, которое позволяет совмещать различные форматы взаимодействия
с детской, юношеской и родительской аудиторией:
Творческие мастерские
способствующие развитию творческого потенциала детей
на основе русской литературы
Лекции и кинопоказы
приобщающие детей и подростков
к творчеству Пушкина
и истории отечества
Постоянная экспозиция
для совместного посещения
всей семьей
Два режима работы пространства
  • -1-
    Работа с организованными группами
    по предварительной записи
    для школьных классов, групп из детских садов, организованных групп из детско-юношеских учреждений дополнительного образования

  • -2-
    Режим свободного посещения
    в выходные дни
    для семейного посещения родителей с детьми
в режиме мастер-классов, лекций и кинопоказов
Концепция пространства
1
Центральное пространство площадью 65 кв.м.
представляет собой универсальный класс для занятий, где будет интересно как малышам. которые ещё только учатся читать,
так и самым взыскательным посетителям - подросткам
Основной образ пространства - конторка лицеиста
которая соединяет современного школьника
с одноклассниками Александра Сергеевича Пушкина и создает исторический образ эпохи,
переосмысленный в современных материалах и радостных детских красках
Конторка представляет собой современный световой стол
который можно использовать
не только для рисования и письма,
но и для создания мультфильмов, театра теней и песочной анимации.

Легкую смену формата занятий обеспечивают вставные ящики с готовыми наборами для работы.

Для самых маленьких предусмотрены тактильные и шумовые наборы.

Открывающаяся задняя стенка позволяет увеличить количество посетителей до 16 человек.

Для удобства предусмотрены банкетки с меняющейся высотой и подставочки для детей.
Творчество детей
в прямом эфире выводится на экраны, стилизованные под картинную галерею,
а на столе учителя есть всё необходимое
для обучения детей работе со световыми столами, а также установлен компьютер, который управляет всеми световыми столами и экранами в помещении
Большой экран
предусмотрен для показа фильмов и проведения лекций о жизни и творчестве Пушкина и лицеистов, а также об историческом контексте первой половины 19 века
Стены также развивают в пространстве идею грифельной доски, глубоко родственная Лицею
(при учебе у лицеистов были и индивидуальные, и большие учебные доски)

поддержана грифельной стеной с рамками, в которых
в ходе занятий можно создавать целые галереи героев Пушкина, лицеистов и людей пушкинской поры.
Хранение материалов
для всех мастер-классов
обеспечено в первом проходном зале,
где выстроена система ящиков,
которые легко заменять между занятиями
Беседы, встречи, игры
занятия в форме разговоров со школьниками, диспутов, театральных показов и игр можно проводить в третьем зале, который свободен от стационарной мебели и оснащен удобными креслами-мешками
Понимая, что только половина класса сможет поместиться в пространстве детского центра,
мы предлагаем создать квест по музею,
который будет проходить вторая половина ребят,
пока остальные занимаются в центре
Предлагаем раздать всем участникам квеста по музею грифельные доски, на которых можно выполнять задание:

так мы объединяем тех, кто находится внутри Центра,
и тех, кто гуляет по экспозиции
в режиме экспозиции для свободного посещения
Концепция пространства
2
При открытии пространства для свободного посещения оно может мгновенно преобразиться из помещения для занятий в экспозиционное.
Используя то же оснащение, мы мгновенно переключаем его в выставочный режим.
Первый зал
из хранилища превращается в визуально-звуковую экспозицию, посвященную сказкам Пушкина.


Цветом отмечаются ящики, которые не используются под хранение. Это - звуковые секреты.
Они выдвигаются - и помещение наполняется звуками моря, таинственного леса, криками золотого петушка.
В витринах могут быть представлены макеты волшебных пейзажей пушкинских сказок.
Второй зал посвящается истории лицейского образования
Конторки превращаются в витрины,
в которых световой стол становится интерактивной панелью с экспозицией, выводимой на экраны,
а ящик - выдвижной стеклянной экспозиционной витриной.

Каждая конторка посвящена одному из предметов, изучавшихся в Лицее.
Третий зал
стилизован под галерею 1812 года - галерею героев войны 1812 года, которых лицеисты провожали в бой из окна Царскосельского лицея.
Только в нашей галерее - портреты самих лицеистов и педагогов лицея.
Об их судьбах можно подробнее узнать из исторических материалов, которые расположены в полной секретов красной конторке у противоположной стены.
План мероприятий

в Детском центре Лицея
к памятным датам 2026 года
Январские праздники - 2026
Художественно-литературный мастер-класс «Следы невиданных зверей.Сказочные персонажи А. С. Пушкина» (с созданием мультипликации на световом столе). К 200-летию автора составителя «Народных русских сказок» А. Н. Афанасьева. Для детей 5-8 лет.
На мастер-классе самые маленькие гости познакомятся со строками Пушкина, составляющими золотой фонд отечественной детской классики и знакомящими детей с персонажами русского фольклора: прологу поэмы «Руслан и Людмила» («У лукоморья дуб зеленый…»). Ребята узнают, какие памятники Пушкину есть в нашем городе, на каких картинах изображен поэт в разные периоды своей жизни, прочитают пролог к поэме, разбираясь в особенностях ритма и звукового строя его поэтических строк. В финале занятия ребята смогут создать на световых столах собственное представление теневого театра – шествие невиданных зверей по неведомым дорожкам.
1.Принять позу Пушкина с картины, на которой изображен Пушкин, или же с памятника ему (всего 16 изображений, присутствующих на экспозиции, без картин Айвазовского). Что чувствует и о чем думает Пушкин? Что делаешь ты, когда вызываешь у других такие эмоции?
2.Что же нужно делать, чтобы тебе поставили памятник? Писать стихи. Чем стихи отличаются от прозы? Прочитать отрывки из пролога к поэме «Руслан и Людмила» («Лукоморье») и прохлопать-протопать ритм.
3. Коробки тактильности для звуков: из «Лукоморья» выбрать звучащие слова и представить, какие они на ощупь.
4.«Озвучить» четверостишия Пушкина с помощью театральных фолей.
5.Вырезать фигурки «неведомых зверей» из бумаги или полупрозрачных материалов, в световом столе устроить из них представление теневого театра.
24 января 2024
Литературное занятие «Война у А. С. Пушкина и город Пушкин в войну». Ко дню освобождения города от фашистских захватчиков. Для аудитории от 9 лет.
1.Рассказ о Царскосельском Лицее в 1812 году. Фигура Наполеона в культуре первой трети 19 века.
2.Выпускники Лицея, избравшие военную карьеру. Работа с интерактивной экспозицией, посвященной первому лицейскому выпуску.
3.Стихотворение «Два чувства дивно близки нам»: образ «родного пепелища» и «животворящей святыни». Памятники поэту в Царском селе: работа с экспонатами интерактивной экспозиции большого зала (изображение памятников А. С. Пушкину).
4.Кинолекция: показ хроники и фотографий г. Пушкина времен Великой Отечественной войны. Судьба памятников А. С. Пушкину. История реставрации города.
10 февраля – день памяти А. С. Пушкина.  Литературно-художественный мастер-класс «Когда оживают памятники».  Для аудитории 13-15 лет.
Литературный мастер-класс посвящен образам памятников в наследии А. С. Пушкина. Посетители познакомятся с образом оживающего каменного гостя из одноименной пьесы цикла «Маленькие трагедии», а также образами памятников в других произведениях поэта:стихотворению «Памятник» и поэме «Медный всадник». В конце мастер-класса подростки в технике коллажа создадут образ своего памятника, посвященному пушкинским героям.
1.Что такое памятник? Каким может быть памятник поэту? Работа с изображениями памятников А. С. Пушкину, присутствующими в экспозиции. Пластическая игра «Изобрази памятник».
2.Оживающие памятники в произведениях А. С. Пушкина: «Каменный гость» и «Медный всадник». Просмотр отрывка из экранизации «Маленьких трагедий» с В. Высоцким в роли Дон Гуана. Памятник Петру Первому в поэме «Медный всадник»: работа с иллюстрациями Добужинского в пространстве экспозиции.
3.Что такое «нерукотворный памятник» поэту? Анализ стихотворения «Памятник», размещенным в пространстве экспозиции.
4. Создание на световом столе коллажа «Памятник творчеству Пушкина».
22 февраля. Литературно-художественный мастер-класс «Конёк-горбунок». Ко дню рождения П. П. Ершова. Для аудитории 7-10 лет.
Литературный мастер-класс посвящен образам памятников в наследии А. С. Пушкина. Посетители познакомятся с образом оживающего каменного гостя из одноименной пьесы цикла «Маленькие трагедии», а также образами памятников в других произведениях поэта:стихотворению «Памятник» и поэме «Медный всадник». В конце мастер-класса подростки в технике коллажа создадут образ своего памятника, посвященному пушкинским героям.
1.Что такое памятник? Каким может быть памятник поэту? Работа с изображениями памятников А. С. Пушкину, присутствующими в экспозиции. Пластическая игра «Изобрази памятник».
2.Оживающие памятники в произведениях А. С. Пушкина: «Каменный гость» и «Медный всадник». Просмотр отрывка из экранизации «Маленьких трагедий» с В. Высоцким в роли Дон Гуана. Памятник Петру Первому в поэме «Медный всадник»: работа с иллюстрациями Добужинского в пространстве экспозиции.
3.Что такое «нерукотворный памятник» поэту? Анализ стихотворения «Памятник», размещенным в пространстве экспозиции.
4. Создание на световом столе коллажа «Памятник творчеству Пушкина».
15 апреля. К 140-летию со дня рождения Николая Гумилева. Литературное занятие «Николай Гумилев – ещё один школьник из Царского села».
На занятии ребята познакомятся с поэзией Николая Гумилева, узнают о его учебе в Царскосельской гимназии, директором который был Иннокентий Анненский, его необычайных путешествиях в Африку.
1.Рассказ о Николае Гумилеве. Каким он был школьником здесь, в Царском Селе.
2.Николай Гумилев – путешественник в далекие страны. Учитель с помощью песочной анимации показывает пустыню, по которой путешествовал Гумилев.
3.Стихотворение «Жираф». Ребятам предлагается нарисовать жирафа, которого описал Николай Гумилев. Их работы выводятся на экраны, получается выставка жирафов в пространстве.
4.А кто ещё из художников рисовал жирафа? Учитель выводит на большой экран работу Нико Пиросмани «Жираф». Рассказ о том, как русские поэты, знакомые Гумилева, познакомили мир с работами Пиросмани.
9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне. Литературное занятие «Война у А. С. Пушкина и город Пушкин в войну». Для аудитории от 9 лет.
Литературный мастер-класс посвящен образам памятников в наследии А. С. Пушкина. Посетители познакомятся с образом оживающего каменного гостя из одноименной пьесы цикла «Маленькие трагедии», а также образами памятников в других произведениях поэта:стихотворению «Памятник» и поэме «Медный всадник». В конце мастер-класса подростки в технике коллажа создадут образ своего памятника, посвященному пушкинским героям.
1.Что такое памятник? Каким может быть памятник поэту? Работа с изображениями памятников А. С. Пушкину, присутствующими в экспозиции. Пластическая игра «Изобрази памятник».
2.Оживающие памятники в произведениях А. С. Пушкина: «Каменный гость» и «Медный всадник». Просмотр отрывка из экранизации «Маленьких трагедий» с В. Высоцким в роли Дон Гуана. Памятник Петру Первому в поэме «Медный всадник»: работа с иллюстрациями Добужинского в пространстве экспозиции.
3.Что такое «нерукотворный памятник» поэту? Анализ стихотворения «Памятник», размещенным в пространстве экспозиции.
4. Создание на световом столе коллажа «Памятник творчеству Пушкина».
24 мая - день славянской письменности и культуры. Мастер-класс «Пишем перьями». Для аудитории 7-12 лет.
На мастер-классе ребята познакомятся с законами поэтического творчества, на примере сказов А. С. Пушкина разберутся с понятиями рифмы, ритма, смогут создать своё собственное стихотворение, а в конце занятия оформить его в стиле рукописи 19 века, работая с перьями и чернилами.
1.Прочитать отрывки из сказок Пушкина, показанные на стенах. Работа с ритмом: чем стих отличается от прозы. Простучать ритм в стихотворении.
2.Работа с рифмами. Определить рифму в четверостишии из сказок. Найти новую рифму к словам Пушкина. Найти новую рифму из «базы» рифм, находящуюся в конторке, сочинить в паре своё двустишие или четверостишие, написать его на грифельной стене. Прочитать вслух свои четверостишия. Если были до этого в Лицее, то сочинить рифмы к словам из экспозиции (предварительно получив грифельные дощечки, на которых записывали названия предметов).
3.А как строки Пушкина пришли к нам? Рассмотреть старые книги, рассмотреть копии рукописей (работа с муляжами рукописей). Можно ли разобрать почерк? Разобраться, как проходит путь стихотворение от рукописи до нас.
4.За конторками попробовать написать сочиненные ранее четверостишия пером и чернильницей.
6 июня – день рождения А. С. Пушкина. Литературно-художественный мастер-класс «Мой Пушкин». Для аудитории 9-15 лет.
На мастер-классе ребята познакомятся с присутствующими в отечественной скульптуре живописными и скульптурными образами Пушкина, узнают о художественных и эссеистических произведениях, посвященных поэту, выяснят, что скрывается за словом «интерпретация». Вместе с музейным педагогом в технике медленного чтения погрузятся в отрывки из романа Ю. Н. Тынянова «Пушкин», а в завершении создадут на световом столе свой собственный памятник Пушкину.
1.Выяснить, с какими образами Пушкина мы знакомы (памятники, живопись, киноинтерпретации – показ проекций на экранах). Поиграть в игру «Изобрази из себя памятник».  
2.Показать книгу Цветаевой «Мой Пушкин», Е. Двоскиной «Пушкин с нами» (во время показа иллюстраций – работа с фото проекциями на стену), Ю. Н. Тынянова «Пушкин». Совместное чтение 10 части главы «Лицей» романа.
3.Воспоминания о Пушкине: как это соотносится с образом, который нам показан? Мы видим самого Пушкина или наше видение его?
4.Разделиться на три команды в театральном зале. Каждая рассказывает «Сказку о рыбаке и рыбке» от лица своего персонажа: рыбки, старухи, старика, используя . Отличаются ли рассказы об одном и том же происшествии, рассказанные от разных героев? Как этот рассказ соотносится с первоначальным произведением?
5.Создать свой памятник Пушкину на световом столе.

31 июля. Юмористический мастер-класс «Пушкин в Хогвартсе, Поттер в Лицее». Для аудитории 10-14 лет. К дню рождения Джоан Роулинг.
Что общего у вымышленной школы волшебства Хогвартс и Царскосельского лицея? Во время юмористического мастер-класса подростки узнают, что было общего у двух учебных заведений и пофантазируют на тему того, что было бы, окажись Пушкин в Хогвартсе, а Гарри Поттер в Лицее.
1.Работа с экспозицией центра: учебные планы Царскосельского предмета в сравнении с программой школы Хогвартс.
2.Товарищи Пушкина и друзья Гарри Поттера. Работа с экспозицией в театральном зале, посвященная первому лицейскому выпуску.
3.Урок физики в Лицее: волшебство реальности начала 19 века. Работа с репликами физических приборов, находящихся на постоянной экспозиции Лицея.
4.Юмористический словесный мастер-класс «Что если…». Что если друзьями Пушкина были друзья Поттера? Что если Поттер оказался бы в Лицее?
5.Создание юмористического коллажа на световом столе.
19 октября – «Лицея день заветный». Занятие «Пушкин – физик!». Для аудитории старше 12 лет.
Пушкин – гений русской литературы, однако в Лицее он занимался не только словесностью. На занятии посетители смогут работать с репликами физических приборов, подлинники которых находятся на экспозиции Лицея и поставить те же физические опыты, что и Пушкин с другими лицеистами первого выпуска.
Ноябрь. 195 лет с публикации повестей Белкина. Литературно-художественный мастер класс «Метель». Для аудитории 5-9 лет.
На мастер-классе ребята познакомятся с историей создания повести «Метель», прочитают отрывки из этого произведения, описывающие природную стихию, представят театральную интерпретацию этого отрывка, а в конце создадут иллюстрации к произведению в стиле песочной анимации.
1.История работы над «Повестями Белкина» на даче Китаевой в Царском селе.
2.Чтение эпизода «Метель» из одноименной повести в пространстве театрального зала. Фиксация на грифельных стенах того, как автор описывает снег, метель.
3.Работа с коробками тактильности: какие на ощупь те словесные образы метели, которые встретились в художественном произведении?
4.Создание образа метели в театральном зале с помощью белых тканевых полотен.
5.Работа со столами для песочной анимации: создание анимированных иллюстраций к отрывку.
Смета