Предложения по содержанию
и построению экспозиции
"Петроградская сторона" в музее Шаляпина
предлагаю сделать ключевым такой ракурс:
проспект кануна утрат
Это позволит создать двойное время повествования:
Новый, современный район
средоточие архитектуры модерна,
шика, развлечений -
эпоха, когда здесь пел, отдыхал,
а потом и поселился Шаляпин
Утраты
исчезновение людей; пропавшие архивы;
ушедший блеск; разрушенные башни.
вскоре здесь перестанет жить Шаляпин:
его отъезд - одна из таких утрат
разделение на "до" и "после" может быть выражено сопоставлением сторон экспозиции:
слева - Каменноостровский, справа - улица Красных Зорь.

Либо внутри каждой темы, по две стороны витрин, или контрастом цветов или любым другим способом
Каменноостровский проспект и Петроградская сторона в целом - это последний район Петербурга, построенный в канун краха империи. Его архитектура в контексте наступающего хаоса играет роль, схожую с ролью сценографии головинско-мейерхольдовского "Маскарада": обостренная красота модерна, если смотреть из скорого будущего, звучит панихидой по старому миру.
Одним из главных перевоплощений

может стать превращение многих увеселительных заведений, учебных заведений, жилых домов -

в лазареты и госпиталя.

Масштаб охвата петроградской госпиталями настолько огромен, что заставляет понять масштаб бедствия 1 мировой войны.

Образ 1 мировой войны, революции и гражданской войны может быть оборотной стороной экспозиции. Возможно - буквально оборотной. На задних стенках, на оборотах дверец, на шкафах.

Лазареты на одном только Каменноостровском (и это ещё не вся Петроградская сторона) появились:
  • В саду "Аквариум"
  • В доме Эйлерса
  • В Александровском лицее
    (лазарет выдавил лицей)
  • В доме Зарудной-Кавос
    (организованный Кшесинской)
  • В доме Российского страхового общества
  • В Каменноостровском дворце
Тема лазаретов усиливается созданным самим Шаляпиным лазаретом (пусть и не на Петроградской)

К изучению этой темы можно приобщить материалы из архива военно-медицинского музея,

с которым мы с моей компанией сотрудничаем по другому проекту.
Предагаю также приобщить к корпусу материалов дневники из архива "Прожито"

которые позволят добавить личную интонацию в экспозицию.

Суть архива "Прожито" - в равном представлении как известных людей, так и никому не известных, как акторов эпохи, фиксирующих время.

Именно в таком срезе - от Рюрика Ивнева и Прокофьева до никому не известных юношей и девушек, живших на Каменноостровском - их строки о проспекте могут мелькать в экспозиции.

Фрагменты дневников могут появляться на номерках, в меню, на билетах.
а сами дневники могут размещаться в помещении, словно забытые рукописи, которые случайно попадаются посетителю
примеры текстов о проспекте:
Автомобиль выехал на набережную, взобрался на Троицкий мост и засмолил по Каменноостровскому.
Каменноостровский стал темнеть и вскоре автомобиль влетел в какие-то лесообразные переулки. Светила вместо фонарей луна, но девицы начали бояться.
Поехали мимо ледяных гор. Ах, горы! Поедемте с гор!
1910
Сергей Прокофьев
Мы поехали на Каменноостровский через нв. Троицкий мост. Постройка этого моста кончилась очень недавно. Он украшен красивыми фонарями и может быть разведен в 5 минут. В воде около него стоят фонари, укрепленные на скалах. Они освещают путь пароходам.
1903
Виктор Жирмунский
Журавли летят над ними и строятся... Как они строятся. Ведь тут-то мы видим, все уже готово, они летят треугольником, и... Да, [недавно] я видел над Каменноостровским проспектом летели лебеди... Я подумал, значит, они и над Невским летели...
1909
Михаил Пришвин
Неожиданно с Троицкого моста донесся пронзительный и долгий трамвайный звонок; потом загудела пароходная сирена, и беспокойная, бурливая жизнь большого города окружила нас кипящей, непрерывной волной. Всю красоту вечернего настроения портили беспрерывные гудки моторов, звонки трамваев и окрики кучеров и простой, неизящный народ, рассевшийся на скамейках и спокойно лущащий семечки. Минув оживленный, красивый проспект, мы въехали на Острова. 
1916
Ольга Островская
Очень пуст Каменноостровский [проспект], на котором я жил: в чудные вечера начала мая только «трудящиеся» возами таскали сирень из дач Каменного острова, тогда как прежде от экипажей здесь стонала бы мостовая.
1920, май
Юрий Готье
Трамваи не ходят. Ужасное зрелище — занесенный снегом трамвай. Это труп цивилизации, погибшей в борьбе с природой. На углу Кронверкского и Каменноостровского стоят 2 омертвевших трамвая, занесенных снегом. Пути занесены так, что их не видно. На Петр. стороне приятно обрадовал свет. Горит только в некоторых магазинах и в милиции. Радио не работает (а у нас наоборот).
1942
Анатолий Забелин

Осенью 1911 г. мы поселились с Юрой на М<алой> Монетной (№ 4 Б) в деревянном домике, во втором этаже, у разбитой параличом старушки Дарьи Романовны (что-то с ней теперь, Господи! Ах! Как она страдала, как мучилась, не дай Боже никому быть в ее печальном и ужасном положении), но когда она не страдала, она была обаятельна, любезна, и вообще была очень симпатичной. У нее мы прожили всю зиму 1911 г. — 1912 г. Весной 1912 г. я сдал все курсовые экзамены и уехал на Кавказ, а осенью 1912 г. поселился в Москве
Рюрик Ивнев
Вчера, проходя по Каменноостровскому проспекту, видел пролетевший грузовой автомобиль с вооруженными людьми, было между ними несколько в серых шинелях.
1917
Феликс Ростковский
Темы и дома
на которые я предлагаю обратить винмание в экспозиции
Театральная культура модерна
в фокусе - образ оперетты,
цыганских трупп и варьете
как искусства накануне катастрофы
Театр Народного дома
Сад "Аквариум"
Сад "Аркадия"
Музыкальный вокзал в "Озерках"
А ещё театральная тема дает обертона в сторону масок:
  • Маски и маскароны
    домов Петроградской стороны
  • "Снежная маска" А. Блока
    написанная на Лахтинской
И в сторону Мефистофиля:
  • Шаляпин - Мефистофель
  • и погибший мефистофель
    на Лахтинской
  • бал в аду
    и другие неприличия
    варьете "Аквариума"
сами сюжеты театров содержат
предощущение будущего/прошлого:
Театр Народного дома
  • Нижегородская выставка-ярмарка: мечты о будущем человечества
    перенос павильона в Петербург
  • Народный дом
    как просветительская идея
  • Оперный театр Народного дома
  • Закат эпохи
    300-летие дома Романовых
Сад "Аквариум"
  • Культура кафе-шантанов
    в фокусе - судьба цветочного магната Эйлерса, имевшего самый успешный цветочный
  • Шаляпин, Варламов, Давыдов
    и другие звезды на сцене Аквариума
  • Первый в России кинотеатр
    с киноопытами Люмьеров
  • Севзапкино
    на месте Аквариума
отдельный сюжет, стягивающий важные для нас линии:
превращение "Аквариума"
в "Севзапкино" (Ленфильм)
интересует нас с конкретного ракурса:
в киностудию массово передаются подлинные предметы царского и дворянского быта,
которые далее гибнут при съемках.
Создается беспрецедентный случай игры с небутафорскими вещами, который отражает разлом времен.
Нужно раскрыть эту тему с точки зрения судьбы Петроградской стороны.
Сохранились завораживающие акты передачи подлинных вещей на Ленфильм: копии этих документов
можно включать в экспозицию.
ещё один сюжет, который кажется мне ключевым:
Империя роз
в центре - судьба цветочного магната Эйлерса, имевшего самый успешный цветочный бизнес в Петербурге.
  • Его дом и цветочные сады находились на Петроградской стороне.
  • Поставщик императорского двора
    доказавший возможность не привозить, а выращивать цветы прямо в Петербурге
  • За этой темой -
    весь каменный цветник модерна
  • А ещё - цветочная культура начала ХХ века
    Какие цветы дарили Шаляпину?
  • и розы витражей
  • В 1914 году цветочную империю Эйлерса разрушили за то,
    что Эйлерс был немцем
    Дом превратился в лазарет.
    А в 1920-е годы на месте садов сделали каток.
стихотворение, выражающее образ нашей экспозиции
Агнивцев. "Цветы от Эйлерса"
...Но в три дня над Невой столетье пронеслось!
Теперь не до цветов! И от всего букета,
Как срезанная прядь от дорогих волос,
Остался лишь цветок засушенный вот этот!..

Букет от «Эйлерса» давно уже засох!..
И для меня теперь в рыдающем изгнаньи
В засушенном цветке дрожит последний вздох
Санкт-петербургских дней, растаявших в тумане!..
А за цветами - лед:
  • любимый Шаляпиным
    каток в "Аквариуме"
  • Эйлерс, хранивший луковицы в леднике,
    и каток для рабочих на месте его разрушенных оранжарей
  • первый в Ленинграде холодильник
    в квартире Кирова
  • и трамвай,
    застывший в снегу на Кировском
ещё один узел-локация:
Нынешняя Австрийская площадь
  • самый целостный ансамбль
    петербургского модерна,
    впрочем недореализованный
    (четвертый дом на площади по проекту Шауба не построен)
  • Леонид Андреев
    "В Петербурге мы сняли квартиру на 5 этаже в огромном, очень мрачном доме, выходившем окнами на проспект и Оружейную площадь. Из окон открывалась перспектива на весь проспект, на Троицкий мост... За этот вид, вероятно, и была выбрана квартира - отец не выносил стен, закрывающих горизонт. Отсюда же...я наблюдал , как проводили одну из первых линий трамвая. Помню волнение , царившее в доме, когда пробежал первый желто-красный вагон".
  • мастерская главного хранителя Эрмитажа К. фон Липгарта
    В 1921 г. его выселили из собственного доходного дома на Каменноостровском проспекте, в конце этого же года за укрывательство белого офицера в Омске была расстреляна его дочь Мария. Тем не менее он не остался за границей, куда выезжал вместе с женой в 1923 г. для продолжения работы над каталогом итальянской живописи...
  • и автомобильный салон
    к теме обращенности в будущее
пока все. работаю дальше